Цель Единого урока – формирование правовой культуры обучающихся 8,9 классов
Задачи Единого урока:
1. Дать обучающимся базовые представления о правах и свободах человека и гражданина
и способствовать воспитанию уважительного отношения к правам и свободам
человека;
2. Формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны на основе изучения
Декларации прав человека, Конституции Российской Федерации и других документов
международного и российского характера в сфере прав человека;
3. Обеспечить ознакомление обучающихся с существующей системой защиты прав
человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
4. Формирование у детей понимания ценности и уважения человеческой жизни не только
своей, но и другого человека, а также необходимость регулирования отношений между
людьми;
5. Способствовать развитию правовой компетентности учащихся в части защиты
основных прав и свобод личности;
6. Воспитывать гражданскую ответственность и внутреннюю убежденность в
необходимости соблюдения норм права для обеспечения стабильного развития
общества, которое гарантировано законом права и свободы;
7. Формирование демократических правовых ценностей к институтам и правопорядку

Ход
Учитель : что такое право?
(ребята дают свои ответы)
Ученик: ЭТО система общеобязательных, формально определенных норм, санкционированных и охраняемых государством для регулирования общественной жизни(слайд 2)
Учитель: Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году.
Важным этапом стало принятие 10 декабря 1948 года в Париже Генеральной Ассамблеей Всеобщей декларации прав человека, которая прошла обсуждение в ходе более 1400 раундов и голосования практически по каждому слову.(слайд 3)
Декларация прав человека ООН нашла свое отражение в текстах национальных конституций почти 90 государств в мире.
Резюме Всеобщей декларации прав человека (учащиеся самостоятельно называют права, при затруднении учитель помогает.)(слайд 4)
1. Каждый человек свободен и ко всем нам должно быть одинаковое отношение;
2. Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка;
3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;
4. Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, также как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом;
5. Никто не имеет права причинять вам боль или подвергать вас пыткам;
6. Каждый человек имеет право на равенство перед законом;
7. Закон одинаков для всех, он должен применяться одинаково в отношении всех;
8. Каждый человек имеет право на защиту закона в случае нарушения его прав;
9. Никто не имеет права несправедливо заключить вас в тюрьму или изгнать вас из вашей страны;
10. Каждый человек имеет право на гласный и справедливый суд;
11. Каждый человек должен считаться невиновным, пока его виновность не будет установлена;
12. Каждый имеет право просить о помощи, если кто-то пытается причинить вам вред, но никто не может входить в ваш дом, вскрывать ваши письма, вмешиваться в ваши дела или в дела вашей семьи без уважительной причины;
13. Каждый человек имеет право переезжать с места на место согласно своему желанию;
14. Каждый человек имеет право выехать в другую страну и искать защиты, если он стал жертвой преследования или ему угрожает преследование;
15. Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не имеет права препятствовать получению вами другого гражданства, если вы этого хотите;
16. Каждый человек имеет право на вступление в брак и создание семьи;
17. Каждый человек имеет право владеть имуществом и личными вещами;
18. Каждый человек имеет право на исповедание своей религии и отправление всех религиозных обрядов, а также право, при желании, менять свою религию;
19. Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение и передачу информации;
20. Каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях;
21. Каждый человек имеет право на участие в выборах и на участие в управлении своей страной;
22. Каждый человек имеет право на социальную защиту, а также на развитие своих способностей;
23. Каждый человек имеет право на труд, в благоприятных условиях, за справедливое вознаграждение, а также право вступать в профессиональные союзы;
24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг;
25. Каждый человек имеет право на адекватный жизненный уровень и право на медицинский уход в случае заболевания;
26. Каждый человек имеет право ходить в школу;
27. Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества;
28. Каждый человек обязан уважать «социальный» порядок, необходимый для осуществления всех этих прав;
29. Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество;
30. Никто не имеет права отнять ни одно из прав, определенных настоящей Декларацией.

Учитель:Категории прав и свобод человека и гражданина
-Личные права являются правами каждого. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.
-Политические права и свободы связаны непосредственно с государством. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.
-К социально-экономическим правам относятся: Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную незапрещенную законом экономическую деятельность); Право на частную собственность
-Культурные права обеспечивают развитие личности.(слайд 5)Приложение1.
Учитель: После I Мировой войны в 1919 г. Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия. В центре внимания Комитета были проблемы детской беспризорности, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В 1946 году ООН учредила Детский фонд ЮНИСЕФ, цель которого — международная помощь детям, а в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. 10 социальных и правовых принципов гласят: человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет.
По инициативе Польши Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке специальной Конвенции о правах ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 года. Конвенция разрабатывалась 10 лет (слайд 6)
Резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка:(слайд 7)(учащиеся называют известные им права)
1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход;
2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды;
3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни;
4. Дети имеют право на медицинский уход;
5. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение;
6. Дети имеют право на отдых;
7. Дети имеют право на бесплатное образование;
8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;
9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат;
10. Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры;
11. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов

Учитель: а как дела обстоят в нашей стране, какие документы содержат права и обязанности?
Ученики:Декларация прав и свобод человека и гражданина – 1991г., Конституция Российской Федерации — 1993 г. (слайд 8)
Учитель : в этом году отмечается 20летие принятия закона об уполномоченном по правам человека в России. За что отвечает Уполномоченный?
Ученики:Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации способствует:
1. восстановлению нарушенных прав;
2. совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
3. развитию международного сотрудничества в области прав человека;
4. правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.(слайд 9)
Учитель : Какие же основные принципы прав человека?
Ученики:Основные принципы прав человека:
1. Права человека универсальны, т.е. они равно применимы к людям во всем мире, причем без ограничений по времени;
2. Для каждого человека права человека являются «неотъемлемыми», их невозможно купить или приобрести;
3. Права человека одинаково принадлежат всем людям независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов и происхождения;
4. Права человека нельзя отобрать — никто не имеет права лишить их другого человека ни по какой причине; (слайд 10)

Учитель: мы с вами разобрали основные факты истории, принципы прав. И сейчас проведем викторину на знания прав.
Учащимся раздаются 4 карточки с вопросами. Вопросы задаются по очереди. Отвечает тот, кто первым поднял сигнальную карточку. В итоге подсчитываются правильные ответы. Побеждает ученик, набравший большее количество правильных ответов.
Учитель :спасибо за активность! Но помните, что твои права = правам другого
Нужно уважать права другого человека!Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека!

Приложение
личные права
1. Право на жизнь;
2. Право на свободу и личную неприкосновенность;
3. Право на достоинство личности;
4. Право на неприкосновенность частной жизни;
5. Право на неприкосновенность жилища;
6. Право на национальную и культурную самоидентификацию;
7. Свобода совести и свобода мысли;
8. Свобода передвижения и выбора местожительства;
9. Свобода выбора национальности и языка общения;
10. Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную);
11. Право на пользование своим языком;

Политические права
1. Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры
2. Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления);
3. Право на объединение (свобода союзов);
4. Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия);
5. Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе;
6. Право на гражданство;
7. Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным);
8. Право на участие в отправлении правосудия;

социально-экономические права
1. Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную незапрещенную законом экономическую деятельность);
2. Право на частную собственность;
3. Трудовые права (право на труд и свободу труда);
4. Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;
5. Право на социальное обеспечение;
6. Право на жилище;
7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
8. Право на справедливое взимание налогов;
9. Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.;

Культурные права
1. Право на образование;
2. Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания);
3. Право на участие в культурной жизни;
4. Академические свободы;
5. Право на благоприятную окружающую среду;

Приложение №1. Викторина Единого урока по правам человека

1. Как в России называется парламент?
A. Государственная Дума
B. Совет Федерации
C. Федеральное собрание
D. Палата лордов
2. При помощи какого органа власти осуществляется правосудие?
A. Суд
B. Прокуратура
C. Президент

3. В зависимости от содержания, права человека можно выделить в следующие группы:
A. гражданские, политические, социальные, экономические, культурные
B. негативные и позитивные
C. права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства
D. индивидуальные и коллективные
4. Могут ли быть ограничены права человека?
A. нет, права человека являются неограниченными, т.к. являются естественными и не зависят от воли государства
B. да, но только на основании закона
C. да, это зависит от воли государства
D. да, если это позволит решить определенные государственные проблемы

5. Права человека нарушаются…
A. действиями (бездействиями) граждан
B. действиями (бездействиями) должностных лиц органов государственной власти
C. действиями (бездействиями) юридических лиц
D. действиями (бездействиями) всех вышеперечисленных субъектов
6. Основной документ, который удостоверяет принадлежность человека к государству?
A. Водительское удостоверение
B. СНИСЛ
C. Свидетельство о регистрации
D. Паспорт
E. Нет такого документа

7. Уполномоченный по правам человека призван осуществлять в РФ …
A. контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
B. защиту прав и свобод человека и гражданина
C. регистрацию нарушений прав и свобод человека и гражданина
8. Презумпция невиновности является …
A. гарантией осуществления правосудия
B. гарантией права
C. принципом права
D. функцией права

9. Высшим непосредственным выражением власти народа являются:
A. референдум
B. свободные выборы
C. и то и другое.
10. Граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства:
A. непосредственно
B. через своих представителей
C. обоими путями.

11. Какое определение соответствует понятию «права человека»:
A. это законы, по которым живёт человек
B. это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять
C. это те нормы, которые человек придумал себе сам.
12. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ?
A. участие в управлении делами государства
B. выбор рода деятельности и профессии
C. забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях

13. Социально-экономические права предусмотрены:
A. Гражданским кодексом
B. Законом о предпринимательстве
C. Трудовым кодексом
D. Уголовным кодексом.
14. Права человека — это:
A. исключительная льгота, предоставляемая кому-либо в отличие от других
B. узаконенная возможность что-то делать, удовлетворять свои потребности
C. отсутствие каких-либо ограничений.

15. В каких международных документах в сфере прав человека закреплены права ребенка?
A. «Декларация прав ребенка» (1959г.)
B. «Всеобщая декларация прав человека» (1948г.)
C. «Конвенция о правах ребенка» (1989г.)
16. Герои «Бременских музыкантов» поют: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы…» Почему они ценят свободу выше богатства?
A. её ценят те, кто не был богат
B. так считают только романтики
C. это неотъемлемое право человека.

17. Права человека связаны с:
A. гражданством
B. фактом рождения
C. общей правоспособностью.
18. Ребенком считается любое лицо:
A. не достигшее 18 лет
B. не достигшее 16 лет
C. не достигшее 14 лет.

20. В зависимости от чего человек обладает всеми правами и свободами?
A. от национальности, расы
B. пола
C. от богатства
D. ни от чего, (все должны обладать равными правами).
21. Право избирать и быть избранным в федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления относится к системе:
A. гражданских
B. политических
C. социальных

22. Субъектом социально-экономических прав является:
A. человек
B. гражданин
C. иностранец
D. лицо с двойным гражданством.
23. Экономические права, опосредующие активность — человека- это права:
A. в сфере власти отношений
B. производственно- хозяйственной сфере общества
C. духовно-культурной сфере

24. В каком возрасте наступает правоспособность:
A. с рождения
B. с 6 лет
C. с 14 лет
D. с 18 лет
25. Утверждение, что все люди рождаются свободными и равными в своих правах, подчеркивает характер прав человека как:
A. Равный
B. Неотчуждаемый
C. Всеобщий

26. Полная дееспособность наступает:
A. в 18 лет
B. в момент рождения
C. в 14 лет
D. после создания фирмы
27. Где дети имеют право свободно выражать своё мнение?
A. Во всех сферах жизни
B. Только среди своих друзей
C. Только в семье

28. Если несовершеннолетний до 14 лет нанес кому-либо ущерб ответственность несут:
A. родители/лица их замещающие
B. педагоги/воспитатели
C. он сам
29. Высшей ценностью в России согласно ее Конституции является:
A. Российское государство
B. ее территория
C. человек, его права и свободы

Мероприятие скачано с Интернет-ресурсов, переработано учителем истории и обществознания и проведено в 7,8,9 классах.

«Единый урок по правам человека»