Методические рекомендации и информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников
Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение детей правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность. Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п. Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети. Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
- ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
- лучше работать за компьютером в первой половине дня;
- комната должна быть хорошо освещена;
- при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
- расстояние от глаз до монитора – 60 см;
- периодически делать зарядку для глаз.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет. В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиабезопасности»); знакомить родителей с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних. В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ.
(http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internetproject/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория,
http://detionline.c om/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика)
Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт. Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher. Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно-методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте Майкрософт
http://www.microsoft.com/ru-ru/security/familysafety/kids-social.aspx,
http://www.microsoft.com/ru- ru/security/default.aspx.
Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательных организациях по вопросам безопасности детей в сети Интернет. В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ- 1338/08 об учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» предлагаются модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учёта возрастных особенностей учащихся http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie_pisma/pismo_3431018_ot_29_yanvarya_201 4_g/print. При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете. Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные учащимися: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов могут стать театрализованные выступления и видеофильмы учащихся. Эффективной мерой является установка на компьютер программного обеспечения с функциями «родительского контроля». Родителям можно порекомендовать установить на домашнем компьютере бесплатную программу «Интернет Цензор www.icensor.ru. Образовательной организацией заключен договор с операторами связи на подключение к сети Интернет с обязательными условиями обеспечения провайдерами ограничения доступа в организации к следующей информации: запрещенной в России по решению суда или уполномоченного органа, а также сайтам, внесенным в Федеральный список экстремистских материалов; запрещенной к распространению среди детей; не соответствующей задачам образования и возрастной категории учащегося, осуществляющего доступ в Интернет. Выполнение данных условий осуществляется с помощью единой системы контентной фильтрации доступа к сети Интернет. Доступ обучающихся к Интернет в образовательной организации предоставляется согласно расписанию занятий и только к ресурсам, имеющим прямое отношение к образовательному процессу. В целях соблюдения правил доступа участников образовательного процесса к сети Интернет руководителем образовательной организации приказом назначается ответственный за организацию работы и ограничение доступа. Вопросы обеспечения соблюдения законодательства РФ при использовании обучающимися информационных ресурсов Интернет находятся на постоянном контроле руководителя образовательной организации. В случае выявления фактов возможного доступа с компьютера, расположенного в образовательной организации, к запрещенным информационным ресурсам, руководители организаций незамедлительно информируют Управление образованию и прокуратуру . В соответствии с решениями парламентских слушаний 14 марта 2014 года на тему «Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» во всех школах Российской Федерации 30 октября 2017 года проведен Единый урок по безопасности в сети Интернет. Вся необходимая информация, рекомендуемая Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества для использования при подготовке проведения Урока, размещена на портале «Единый урок» (https://единыйурок.рф) ,Прилагаются для изучения следующие нормативные документы: Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» Письмо Минобразования РФ от 13.08.2002 № 01-51-088ин «Об организации и использования информационных и коммуникационных ресурсов общеобразовательных учреждений». Интернет-ресурсы для педагогических работников:
- http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
- http://content-filtering.ru/ сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
- http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
- http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
- http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.
- http://www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.
- https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет Урок в 9–10 классах. Профилактика интернет-зависимости «Будущее начинается сегодня»
- http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
- http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности
- http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
- http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.